қазақша орысша сайтын картасы конак кітабы English

Аналитический отчет по итогам социологического исследования “Вовлеченность преподавателей в НИР” 2014-2015 у.г.

В социологическом исследовании участвовали 177 респондентов.

Цели и задачи исследования: определить основные направления по созданию условий генерирования новых научных знаний в вузе, выступающих значимыми факторами престижа вуза в регионе, республике в целом.

Вопросы анкеты

Количество респондентов

По университету в %

1

Ваше отношение к НИР как составной части деятельности преподавателя вуза:

 

1. Мне очень нравится заниматься научной деятельностью

162,0

91,5

 

2. К научной деятельности отношусь равнодушно.

0,0

0,0

 

3. Занимаюсь наукой по требованию администрации.

15,0

8,5

 

4. Затрудняюсь ответить.

0,0

0,0

2

Если бы Вы имели возможность выбирать среди профессиональных функций преподавателя, выбрали бы для себя необходимость вести научные исследования?

1. Да.

161,0

91,0

 

2. Нет.

7,0

4,0

 

3. Не знаю.

9,0

5,1

3

Какое из высказываний больше соответствует Вашим профессиональным предпочтениям?

 

1. Я одинаково успешен и как ученый и как преподаватель.

125,0

70,6

 

2. У меня более успешно осуществляется НИР, чем преподавательская деятельность

30,0

16,9

 

3. Я более успешен как преподаватель, чем как ученый.

0,0

0,0

 

4. И в преподавательской и в исследовательской деятельности мои успехи весьма скромны

22,0

12,4

4

Нравится ли Вам учебный предмет, который Вы преподаете?

 

1. Очень нравится.

177,0

100,0

 

2. Отношусь равнодушно.

0,0

0,0

 

3. Совершенно не нравится.

0,0

0,0

5

Согласны ли Вы с тем, что современная наука делается сегодня, в первую очередь, вузовскими преподавателями?

 

1. Совершенно с этим согласен

177,0

100,0

 

2. Не задумывался об этом.

0,0

0,0

 

3. Совершенно не согласен.

0,0

0,0

6

Основными задачами современного вуза и преподавателей, по Вашему мнению, является (выберите 3 задачи, наиболее важные с Вашей точкизрения) многовариантные ответы:

 

1. Передавать студентам знания по учебному предмету.

58,0

13,8

 

2. Осуществлять фундаментальные научные исследования в соответствующих областях знаний.

29,0

6,9

 

3. Повышать культурный уровень студентов.

26,0

6,2

 

04. Содействовать развитию производства через прикладные исследования.

41,0

9,8

 

5. Развивать у студента познавательные интересы и способности.

20,0

4,8

 

6.Осуществлять подготовку высоко квалифицированныхспециалистов.

61,0

14,6

 

7. Разрабатывать учебную и учебно-методическую продукцию для обеспечения УВП.

52,0

12,4

 

8. Воспитывать у студентов активную гражданскую позицию.

27,0

6,4

 

9. Способствовать повышению квалификации и практических работников соответствующих отраслей.

47,0

11,2

10. Проводить активный поиск в перспективных научных направлениях в соответствии с заказами организаций и учреждений.

58,0

13,8

7

Создаются ли в Вашем вузе условия для преподавателей, активно занимающихся наукой?

 

1. Да.

152,0

85,9

 

2. Нет.

0,0

0,0

 

3. Не постоянно.

25,0

14,1

 

4. Не для всех.

152,0

85,9

8

Осуществляется ли работа по стимулированию и мотивации в направлении активизации участия в НИР преподавателей вуза?

 

1. Да

72,0

40,7

 

2. Нет

33,0

18,6

 

3. Не постоянно

35,0

19,8

 

4. Не для всех.

37,0

20,9

9

Хотели бы Вы перейти на другую работу, не связанную с необходимостью вести научные исследования?

 

1. Да.

19,0

10,7

 

2. Нет.

158,0

89,3

 

3. Не знаю.

0,0

0,0

10. Оцените свой уровень исследовательской компетентности по следующим группам умений в области НИР

п/п

Умения

Уровень

Кол-во респ

Высокий

Кол-во респ

Средний

Кол-во респ

Низкий

1

Умение выявить актуальную проблему в своей

области науки, выбрать направление поиска, поставить валидные цели и задачи.

162,0

91,5

15,0

8,5

0,0

0,0

2

Умение осуществлять информационный поиск, ориентироваться в информационном пространстве по проблеме (в том числе в электронных базах данных, сети Интернет идр.), критически

перерабатыватьвыявленнуюинформацию.

166,0

93,8

11,0

6,2

0,0

0,0

3

Умение разработать программу исследования. Владение методами и приемами научного исследования (общими и

специальными), в том числе методами

математической статистики.

149,0

84,2

28,0

15,8

0,0

0,0

4

Умение организовать и провести экспериментальное исследование, обработать полученные данные, выявить тенденции.

145,0

81,9

32,0

18,1

0,0

0,0

5

Умение оформить результаты исследования в соответствии с требованиями к содержанию и стилю научных публикаций.

149,0

84,2

28,0

15,8

0,0

0,0

 

11.

Какие имеются недостатки в работе подразделения, курирующегоНИР (отдел/управление НИР)?

Количество респондентов

По университету в %

 

1. Существенных недостатков нет, работа поставлена на хорошем уровне.

149,0

84,2

 

2. Нет плановости и системности.

28,0

15,8

 

3. Работа подразделения меня не удовлетворяет

0,0

0,0

 

4. Слабая информационная работа.

0,0

0,0

Выводы по итогам исследования

В целом преподаватели, принявшие участие в опросе, по многим аспектам удовлетворены организацией НИР в университете “Сырдария”. Но необходимо обратить внимание на следующее:

1. Недостаточный уровень НИР связан с отсутствием мотивирующих факторов.

2. ППС вуза одним из условий эффективной НИР считает сокращение академической нагрузки и создания гибкого расписания.

Результаты анкетирования были рассмотрены и обсуждены на заседании ректората, где было принято следующее решение:

Разработать тренинговые программы по обучению научно-исследовательской работы для магистров и преподавателей с малым стажем педагогической работы (Протокол № 16, 23.12.2014 г.).


САУАЛНАМА