қазақша орысша сайтын картасы конак кітабы English

Аналитический отчет по итогам социологического исследования “Удовлетворенность ППС вузом” 2014-2015 у.г.

В социологическом опросе участвовали 174 респондентов.

Цель исследования: определение оптимальных условий труда ППС университета через анализ соответствия материального и социального благополучия, морально-психологического климата кафедр и факультетов, оценки ППС деятельности руководства вуза.

Вопросы анкеты

Количество респондентов

По университету в%

1 Ваш стаж работы в данном вузе?

1) Менее 1 года.

16

9,2

2) 1-3 года.

13

7,5

3) 4-10 лет.

69

39,7

4) Более 10лет.

76

43,7

2 Ваше отношение к профессии преподавателя вуза.

1) Профессия очень нравится.

123

70,7

2) Профессия скорее нравится, чем не нравится.

32

18,4

3) К профессии отношусь равнодушно.

19

10,9

4) Профессия скорее не нравится, чем нравится.

0

0,0

5) Профессия совершенно не нравится.

0

0,0

6) Затрудняюсь ответить.

0

0,0

3 Основными задачами вуза и преподавателей в работе со студентами, по Вашему мнению, является (выберите 3 задачи, наиболее важные с Вашей точки зрения):

1) Передать студентам знания по учебному предмету.

26

14,9

2) Повысить культурный уровень студентов.

4

2,3

3) Развить у студента познавательные интересы и способности.

12

6,9

4) Сформировать у студентов базовые компетентности.

28

16,1

5) Подготовить высококвалифицированного специалиста.

71

40,8

6) Дать основы наук.

5

2,9

7) Воспитать у студентов активную гражданскую позицию.

0

0,0

8) Научить студентов осознанно и критически воспринимать окружающую действительность.

0

0,0

9) Развить их творческие способности.

0

0,0

10) Сформировать стремление к самосовершенствованию, научить самостоятельно приобретать знания.

0

0,0

11) Подготовить их к успешной адаптации в обществе и в профессии.

28

16,1

4 Каким образом осуществляется процесс поощрения в вашем вузе, насколько он прозрачен, объективен?

1) Обсуждением и вынесением решения на кафедре.

155

89,1

2) Решает заведующий кафедрой единолично.

0

0,0

3) Решает администрация вуза.

19

10,9

5 Деятельность преподавателя вуза имеет большое значение для общества, его будущего.

1) Совершенно с этим согласен.

130

74,7

2) Скорее согласен, чем не согласен.

44

25,3

3) Не задумывался об этом.

0

0,0

4) Скорее не согласен, чем согласен.

0

0,0

5) Совершенно не согласен.

0

0,0

6 Как часто проводится аттестация преподавателей администрацией вуза?

1) 1 раз в семестр.

0

0,0

2) 1 раз в год.

0

0,0

3) 1 раз в 3 года.

174

100,0

4) 1 раз в 5 лет.

0

0,0

5) Когда пожелает администрация вуза.

0

0,0

7 Ваше отношение к аттестации преподавателей.

1) Нормальное.

174

100,0

2) Можно обойтись только открытыми занятиями и взаимопосещением.

0

0,0

3) Против опроса студентов, они не всегда объективны.

0

0,0

4) Абсолютно ненормальное.

0

0,0

8 Насколько Вы информированы о предстоящей аттестации?

1) Узнаю накануне (за 3-4 дня).

0

0,0

2) Узнаю заранее из источников информирования преподавателей вуза (доска объявлений, письмо на кафедру).

3

1,7

3) Узнаю случайно от более осведомленных коллег.

171

98,3

9 Насколько объективны результаты аттестации преподавателей? Доверяете ли Вы аттестационной комиссии вуза?

1) Особых претензий нет.

125

71,8

2) Да, абсолютно объективны.

51

29,3

3) Не доверяю, необъективны.

0

0,0

4) Не ко всем объективны, доверяю на 50-60%.

0

0,0

5) Другое мнение (что именно?):

0

0,0

10 Устраивает ли Вас распределение педнагрузки на кафедре в разрезе видов занятий?

1) Да

163

93,7

2) Нет.

0

0,0

3) Не всегда.

11

6,3

4) Другое мнение (что именно?):

0

0,0

11 Привлекают ли Вас к составлению учебных рабочих программ специальности? Вы считаете, это необходимо?

1) Да, считаю это очень полезным для повышения качества образовательного процесса.

160

92,0

2) Нет, думаю, нет необходимости.

0

0,0

3) В некоторых случаях необходимо.

14

8,0

4) Другое мнение (что именно?):

0

0,0

12 Как часто Вы повышаете свою квалификацию при участии вуза?

1) На свое усмотрение.

4

2,3

2) 1 раз в 3 года.

0

0,0

3) 1 раз в 5 лет.

170

97,7

4) На усмотрение администрации вуза.

0

0,0

5) Согласно утвержденному графику.

0

0,0

13 Вы считаете, вуз достойно оценивает Ваш вклад по

однятию имиджа вуза?

1) Да

163

93,7

2) Нет.

0

0,0

3) Не всегда.

11

6,3

14 Вы удовлетворены социальной поддержкой преподавателей администрацией вуза?

1) Да

165

94,8

2) Нет.

0

0,0

3) Не всегда.

9

5,2

15 В коллективе вуза присутствуют понятия “команда”,
“корпоративный дух”?

1) Да

174

100,0

2) Нет.

0

0,0

16 Удовлетворены ли Вы участием вуза в вопросе научно-исследовательской работы ППС (при подготовке диссертации, издании учебников, методических разработок)?

1) Да

166

95,4

2) Нет.

0

0,0

3) Участие вуза осуществляется не для всех.

8

4,6

17 Как оценивается администрацией вуза инициатива участия преподавателя в жизни общества: региона, города, области, республики (создание культурной среды, участие в творческих конкурсах и выставках,благотворительных программах и др.)?

1) Положительно, учитывается при поощрениях.

174

100,0

2) Отрицательно.

0

0,0

3) Не оценивается вообще.

0

0,0

18 Как администрация относится к жалобам преподавателей по вопросам условий труда и заработной платы?

1) Нормально, без нервозности разъясняет все.

174

100,0

2) Раздражительно.

0

0,0

3) Безразлично.

0

0,0

19 Как Вы оцениваете психологический климат в

коллективе Вашего вуза?

1) Доброжелательный

174

100,0

2) Нейтральный.

0

0,0

3) Напряженный.

0

0,0

20 Если бы была возможность поменять место работы, выбрали бы Вы вновь данный вуз?

1) Да

166

95,4

2) Нет.

0

0,0

3) Незнаю

8

4,6

Общие выводы и рекомендации по итогам опроса:

В целом, работа вуза по организации учебного процесса и по решению различных внутренних проблем его деятельности получила положительную оценку респондентов. Подавляющее респонденты удовлетворены характером, условиями и организацией труда в вузе.

Проанализировав ответы на вопросы, касающиеся удовлетворенности различными сторонами работы, можно сделать вывод, что ППС университета в большей степени удовлетворены содержанием работы, взаимопониманием со студентами, возможностью продвижения по службе, отношениями с коллегами и администрацией, реализацией своих способностей и рабочей нагрузкой, условиями труда и возможностью профессионального обучения. На улучшение качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация преподавателей с постановкой проблем, целей и задач их деятельности, “прозрачная” система оценки и обсуждения результатов аттестации - адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда. В основном положительные ответы были получены при оценке моральной обстановки в коллективе вуза. Большинство опрошенных полностью или в той или иной степени удовлетворено отношениями с администрацией,  непосредственным руководством, коллегами.

Результаты опроса показали, что для эффективного стимулирования трудовой деятельности и улучшения организации труда по мнению ППС, руководству университета необходимо обратить внимание на:

  1. Важность включения 1 академического (творческого) дня в рабочей неделе для реализации возможностей профессионального роста преподавателей.
  2. Психологический климат вуза, доверия преподавателей на различных уровнях (заведующий кафедры, директора научных школ, администрация вуза) морально-психологический климат кафедр, уровень организационной сплоченности в них (интервьюирование, опрос).

Результаты анкетирования были рассмотрены и обсуждены на заседании ректората, где было принято следующее решение:

Со второй половины 2014-2015 учебного года включить 1 академический (творческий) день в рабочую неделю. (Протокол № 16, 23.12.2014 г.)


САУАЛНАМА